Персональное федеральное электронное периодическое СМИ

«Личный официальный сайт Мартыненко Д.Р.»



О призыве в армию выпускников учебных заведений

[Публикация № 17 от 20.09.2011].

Информация о текущей ситуации с призывом выпускников вузов и школ на военную службу и существующих правовых механизмах по защите выпускников от службы в армии.

История вопроса

Ещё с лета 2007 года в области моего пристального внимания находится проблема призыва на военную службу выпускников школ и вузов. Напомню, в 2006 году были приняты изменения законодательства, вступившие в силу с 2008 года и предусматривающие продление срока весеннего призыва до 15 июля. Таким образом, под весенний призыв стали попадать выпускники школ и вузов – их можно было вызвать в военкомат на следующий день после получения диплома и призвать в армию. Военные руководители (председатель комитета ГД по обороне В.М.Заварзин, начальник управления Минобороны В.Константинов) в 2007 году заявили, что так и было задумано в связи с сокращением призывного контингента, а «призыв на военную службу не исключает возможности получения образования в дальнейшем». Таким образом, тихо и незаметно было принято решение о том, что выпускники школ и вузов сначала будут служить в армии, а потом, при желании, продолжать обучение соответственно в вузе или аспирантуре.

Лишь Минобрнауки в 2008 году встало на сторону выпускников, заметив в нормативно-правовой базе одну норму, которая и стала в итоге основой для предмета данной статьи. Пока скажем, что эта норма позволяет выпускнику вуза считаться студентом не до 30 июня года выпуска, а до конца августа, сохраняя право на отсрочку от призыва. Про выпускников школ и вовсе не стали думать: военное ведомство отмахнулось тем, что почти все выпускники школ являются 17-летними и потому не подлежат призыву, а Минобрнауки и вовсе бросило школьников на произвол судьбы, признав, что 18-летние выпускники школ подлежат призыву на военную службу, и не попытавшись исправить ситуацию (см. публикацию № 6 от 15.08.2009).

Решение проблемы школьников

Тем временем, всё больше школьников стали оканчивать школу в возрасте 18 лет (сказалось увеличение продолжительности обучения в школе до 11 лет), и в 2011 году поднялась неизбежная волна общественного негодования. Минобрнауки, осознав масштаб проблемы, опубликовало письмо № 03-196 от 04.04.2011, в котором призвало школы пользоваться аналогией закона и применять предусмотренный для студентов механизм, о котором пойдёт речь далее. Однако призывные комиссии не брали в расчёт и явно предусмотренный порядок для студентов; разумеется, применённый порядок «по аналогии» вызвал бы в военкоматах ещё большую усмешку.

Проблема была решена окончательно и в полном объёме Государственной Думой, в срочном порядке принявшей изменения в законодательство, специально запрещающие призывать выпускников школ. Федеральным законом от 28.06.2011 № 167-ФЗ был дополнен Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» ещё одной категорией граждан, имеющих право на отсрочку, – успешно сдавшими ЕГЭ выпускниками школ (такая отсрочка предоставляется до 1 октября того же года – до даты начала следующего призыва). Интересно, что среди инициаторов этих законодательных изменений значатся те же чиновники, которые 4 года назад заявляли о необходимости призыва в армию выпускников в связи с недобором.

Решение проблемы студентов

Решение проблемы выпускников вузов менее тривиально с юридической точки зрения, и потому опишем его подробно, научимся доказывать право выпускника вуза не идти в армию сразу после получения диплома.

Согласно абзацу 3 пункта 47 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утверждённого Постановлением Правительства РФ № 71 от 14.02.2008, предусмотрена возможность предоставления каникул (в пределах срока освоения основной образовательной программы) студентам после прохождения итоговой аттестации, по окончании которых производится отчисление из состава студентов. Эта норма действовала и раньше.

Теперь разберёмся подробнее. Согласно пункту 2а статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», право на отсрочку имеют студенты на следующих условиях:
1) обязательно наличие у вуза госаккредитации их специальности;
2) обязательна очная форма обучения;
3) обязательно отсутствие высшего образования (исключение сделано только для бакалавров, поступивших в магистратуру в год окончания бакалавриата);
4) отсрочка предоставляется на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.

Будем рассматривать стандартную ситуацию, в которой студент получает высшее образование впервые по очной форме по аккредитованной специальности. Иные случаи редки, и в этих случаях, действительно, отсрочка не полагается. Итак, пункты 1 – 3 из вышеуказанных будем считать выполненными, теперь рассмотрим условие пункта 4. В этом условии содержатся два срока (окончание времени обучения и окончание нормативного срока освоения программы), следовательно, отсрочка предоставляется до того момента, когда хотя бы один из этих сроков закончится.

Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения составляют 4 года для бакалавров, не менее 5 лет для специалистов и 2 года для магистров. Для некоторых специальностей специалитета более точные сроки установлены в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (например, для поступивших в вузы до 31.12.2010 по специальности «Математика» – 260 недель). Если же точный срок не установлен, то неприятная ситуация возникает для студентов, обучающихся более 5 лет (5,5 и 6), и устранение этого пробела в законодательстве представляется одной из актуальных задач. (см. уточнение в публикации № 19 от 12.11.2011 — заметка добавлена 12.11.2011).

Время обучения начинается с момента зачисления в учебное заведение и заканчивается в момент отчисления из него, а эти моменты определяются приказами по учебному заведению. (Законопроектом № 113971-4 предлагалось внести это утверждение непосредственно в закон «Об образовании», однако Правительство РФ дало на него отрицательный отзыв, отметив, что данный вопрос и так урегулирован законодательством). Окончание времени обучения датой отчисления подтверждается и вышеупомянутым пунктом 47 Типового положения, согласно четвёртому абзацу которого «выпускник высшего учебного заведения считается завершившим обучение на основании приказа ректора о его отчислении».

Отчисление в связи с успешным завершением обучения (об этом не все знают, но выпуск студентов осуществляется именно в форме отчисления) обычно производится с 30 июня года выпуска, однако упомянутая выше норма Типового положения позволяет по заявлению студента предоставить ему каникулы и отчислить позже, по завершении этих каникул. Однако и здесь добавляется условие о том, что каникулы предоставляются в пределах срока освоения основной образовательной программы.

Резюмируя изложенное, приведём кратко механизм продления отсрочки для выпускников вузов.
1. Необходимо определить нормативный срок освоения основной образовательной программы. Для бакалавров и магистров эта дата точно определяется федеральным законом, для специалистов может уточняться госстандартом (при отсутствии уточнения следует считать по минимуму – 5 лет).
2. Необходимо узнать, с какой даты студент зачислен приказом о зачислении.
3. Студенту необходимо подать заявление в вузе о предоставлении каникул (с указанием сроков), проконтролировать предоставление этих каникул и то, что они предоставлены до даты, которая получается прибавлением к дате зачисления нормативного срока освоения программы.
4. Заверенную выписку из приказа о предоставлении каникул необходимо грамотно предоставить в военкомат (под роспись ответственному сотруднику или письмом с описью).
5. До наступления даты отчисления по окончании каникул не являться на призывные мероприятия, все повестки на такие мероприятия обжаловать на основании того, что ещё действует отсрочка (пункт 7 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства № 663 от 11.11.2006).

Приведённый механизм представляется хоть и трудоёмким, но вполне работоспособным. Для тех, кто не желает оформлять большое количество бумаг и заниматься доказыванием своих прав, существуют и другие способы, отличающиеся не только трудоёмкостью, но и хитростью. Однако всегда следует помнить о том, что недобросовестное злоупотребление своими правами может повлечь злоупотребление правами со стороны военкомата, поэтому без особой необходимости не стоит выходить за рамки обычной порядочности.

Если совсем не хочется разбираться в юридических тонкостях, то всегда имеется возможность обратиться в специальную юридическую контору к профессиональным юристам, которые сами грамотно выполнят необходимые действия, правда за эти услуги придётся заплатить.

Главный редактор
Д.Р.Мартыненко

Все публикации

На главную страницу


Valid HTML 4.01 Transitional